Когда речь идет о живых мышах, дети и женщины обычно поднимают ужасный визг, хотя по разному поводу. Малышам хочется потрогать зверька, дамы же готовы залезть на люстру, только бы с ним не встречаться. Поскольку женщины и дети друг без друга почти немыслимы, возникающее противоречие интересов не всякому под силу разрешить.
То ли дело мыши кукольные. Они совсем как настоящие – только ходят на задних лапах, говорят человечьим голосом и пьют чай с крендельками. Мамы с малышами (и просто сентиментальные дамы) не оторвутся от экрана до конца и не сообразят толком, что было перед ними – мультик или (ну надо же!) компьютерная игра.
«Июльский полдень золотой...»
Начинается история погожим летним утром, когда мышиное семейство – мама миссис Морзел, дочка Марта и сын Нельсон чаевничают. Почтальон (пожелавший остаться неизвестным) бросает в щель для писем конверт. Послание извещает героев о том, что их тетушка, морская Крыса (откуда у мышей в тетушках крыса?), сегодня же прибывает в ближайшую бухту. По дороге из Южной Америки домой знаменитая мореплавательница решила навестить любимых племянников и просит встретить её, чтобы помочь унести чемоданы с подарками. Собрав нехитрые пожитки, семейство отправляется навстречу родственнице.
«Алиса, это Пудинг...»
Дорожные приготовления – самое первое задание для игрока. Среди множества активных объектов на экране приходится отыскивать те, что пригодятся в пути. Голос-за-кадром скрупулезно описывает баночки на полках, картины, корабль в бутылке. Этот голос будет сопровождать нас до самого финала, беседовать с героями и ещё успеет надоесть вкрадчивым изложением милых и поучительных подробностей происходящего. Более того, если вы второй раз щелкнете по предмету, снова услышите знакомую фразу без возможности ее пропустить. Но от этого никуда не деться. Все мышиное окружение наводит на мысль, что неспешная цивилизация грызунов застряла веке в девятнадцатом, а англоязычные имена проясняют географию событий: мы с вами, друзья (ох, прилипчивый стиль!) в викторианской английской сказке. С некоторыми оговорками. Иногда язык, которым разговаривают мыши, выбивается вдруг из стилизации. Нельсон, например, увидев полный стол еды в медвежьем доме, обзывает это дело «нямки-нямки». Неожиданно. Хотя, разумеется, для полной объективности надо признать, что вряд ли так уж много викторианских англичан говорили по-русски.
«Чтобы куда-нибудь попасть, надо бежать в два раза быстрее...»
Мышиную историю даже самые маленькие вряд ли назовут длинной. Любителям драйва и крутых сюжетных поворотов в здешнем лесу делать нечего. Действие развивается, если так можно выразиться, «вширь» – про каждую козявку, цветок, гриб с поляны Марта постоянно делает записи в дневнике, снабжая всех желающих полезной в быту информацией. Мы узнаем, что мухоморы есть нельзя, что подорожник лечит от ушибов, а в лисичках не бывает червоточин, и еще уйму всего. Наблюдения можно не только прочесть, но и прослушать. Ну и, разумеется, для маленьких исследователей (и их любопытных старших коллег) в каждую сцену поместили изрядное количество предметов для разглядывания. С подробными пояснениями голоса-за-кадром. Досадно только одно – за множеством комментариев порой сложно разглядеть то единственное действие, которое подтолкнет сюжет дальше. Даже силуэты нужных предметов внизу экрана помогают не всегда. Между тем весь рассказ – один день из жизни мышиного семейства.
«Там роятся бегемошки...»
Про великолепных кукол Наташи Фадеевой мы уже писали. В большинстве сцен они смотрятся потрясающе, но даже у супермоделей бывают невыгодные ракурсы, нашлись они и у грызунов. В профиль, например, они выглядят не совсем удачно – в достаточно длинных анимационных вставках, где герои переходят из одной части леса в другую, все недостатки фигур можно подробно рассмотреть.
Не самым удачным был выбор исполнителей главной композиции. В этой роли оказались участники группы «Подарки», сочинившие музыку к игре. Речь не о том, что прожжённые рокеры неспособны придумать детскую песню, – очень даже способны, и опус про «бесконечный лес» это подтверждает. Загвоздка в том, что в рокеры обычно не берут людей с голосом Клары Румяновой (который, кстати, очень бы подошел этой песне)... а те, которых берут, вырабатывают у себя совсем иной вокальный стиль, и перестроиться им сложно. Пожалуй, лучше было попросить спеть кого-нибудь из актеров озвучания.
Впрочем, заметно, что рокеры, как и все прочие, старались изо всех сил. По большому счету, существенный недостаток у игры только один – она слишком короткая. Что для пилотного проекта простительно и понятно, но уж больно обидно уходить из леса. Для всех, кто успел сродниться с семейством Морзел, есть одно утешение – к выходу готовятся сразу два продолжения мышиных историй.